Для желающих совершить обряд и окунуться в ледяную воду определены места массовых купаний 18 и 19 января.
Это река Днепр в Орше в районе спасательной станции ОСВОД по улице Владимира Короткевича,
— карьер Щетинка
— источник святого великомученика и целителя Пантелеймона в деревне Лютины.
В Сенненском районе – купель на улице Карла Маркса и озеро Серокоротня в деревне Рябцево.
В Дубровенском районе только одно место-Кириевская крыница.
В Лиозненском районе искупаться можно будет на Зоне отдыха “Лесные карьеры” и в искусственной купели в Добромыслах.
Единственная искусственная купель для обряда подготовлена в Толочинском районе – она будет в Толочинском монастыре.
Напоминаем, что перед купанием в проруби необходимо сделать разминку. Это нужно, чтобы разогреть тело. Подходите к воде в нескользкой и легко снимаемой обуви. Окунайтесь по шею. Не мочите голову. В проруби находитесь не дольше минуты.
После купания разотритесь махровым полотенцем, наденьте сухую одежду, выпейте согревающий чай.
Крещение Господне, или Богоявление, причисляется к одним из 12 важнейших христианских праздников после Пасхи. Ежегодно оно отмечается 19 января (6 января по старому стилю), в 2025 году этот день выпадает на воскресенье. Самой яркой традицией торжества по праву считается купание в проруби. Так, в ночь с 18 по 19 января верующие массово окунаются в студеную воду, совершенно не задумываясь о противопоказаниях. Однако подобное экстремальное закаливание полезно далеко не каждому человеку.
Каждый год Русская православная церковь (РПЦ) отмечает Крещение Господне 19 января (6 января по старому стилю). Для верующих день представляет собой кульминацию празднования, начинающегося с Крещенского Сочельника, а также занимает особое место в церковных традициях. В 2025 году Крещенский Сочельник приходится на 18 января (субботу).
Само торжество посвящено важному событию из земной жизни Иисуса Христа, описанному в Новом Завете. Оно упоминается в трех синоптических Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки. Когда Спасителю исполнилось 30 лет, Он пришел на берег реки Иордан. Там проповедовал и крестил людей Иоанн Предтеча — «величайший из рожденных женами» святой, которого назвали Крестителем. Именно Иоанн крестил Иисуса Христа. В переводе с греческого языка слово «крещение» означает «погружение в воду».
Согласно Евангелию от Матфея, как только Иисус окунулся, «отверзлись небеса», появился Дух Божий в виде голубя и раздался голос с небес: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Таким образом явилась Пресвятая Троица: Бог Отец (голос с небес), Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух (в виде голубя). Поэтому второе название праздника — Богоявление
18 января, за день до Крещения Господня в торжественной атмосфере совершается особая и долгая литургия. Священное действо обязательно сопровождается чтением всех отрывков из Нового Завета. Этот день называют Крещенским сочельником, и он считается постным.
После утренней службы святые отцы совершают великое освящение воды. Сначала её благословляют в божьем храме в специальном сосуде и в ближайших реках, выбранных для купели. В ходе обряда читаются определённые молитвы и совершается троекратное погружение креста в воду.
«Великая агиасма», в переводе с греческого «святыня», – так называется крещенская вода, которую старается держать в доме каждый христианин. И он очень дорожит ею. Испокон веков считалось, что она «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Её пили каждый день, на голодный желудок с молитвами, чтобы избавиться от телесных и душевных болезней. Кстати, воду освящали и 19 января, в день Богоявления.
Традиции и обряды Крещения
В старину крещенское утро начиналось с небольшого глотка освящённой воды. Затем на стол подавалось изысканное лакомство – крестцы. Это обрядовое печенье в каждом уголке страны пекли по своим, секретным рецептам. И оно всегда было необыкновенно вкусным, буквально тающим во рту. «Кресты – особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечники «креста» — вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали…» — рассказывал известный русский писатель Иван Шмелёв на одной из страниц автобиографической повести «Лето Господне».
Считалось, что, если печенье у хозяйки получилось ровным, год будет лёгким, благополучным и принесёт счастье в дом. В день Крещения Спасителя выпускали в небо белых голубей, которые символизировали Святой Дух, явившийся на землю в обличии этой птицы. Крещенским оберегом всегда была свеча, купленная во время церковной службы. Верующие полагали, что, даже не зажжённая она сохранит свет и тепло в доме в течение всего года.
Согласно традициям, которые со временем стали несколько мягче, на Крещение Господне нельзя было заниматься хозяйственными делами, запрещалось шить и вязать. Зато приветствовалась душевная атмосфера в кругу семьи, друзей и близких. В этот день для гостей накрывались обильные столы, и хозяйки потчевали всем самым вкусным. Даже крепкие крещенские морозы не пугали молодёжь, которая весело гуляла на заснеженных улицах, пела песни под гармошку.
Гадания на Крещение
Отголосками язычества, которые не одобряла православная церковь, считались крещенские гадания. В особенности этим увлекались девушки. Суть одного из гаданий заключалась в том, чтобы выйти ночью на улицу с ложкой киселя и прокричать в темноту: «Милый мой, суженый мой, приходи кисель вместе кушать!» А потом нужно обязательно спросить имя первого повстречавшегося парня.
Ворожбой на жениха занимались почти все девушки. Глубокой ночью, когда в небе ярко светит месяц, на стол клали зеркало и две миски. В одной посуде было зерно или деньги, а в другой – вода. Из сарая несли сонного петуха, который должен был решить будущую судьбу девушки. Если он подходил к зеркалу, у юной гадалки радостно ёкало сердце. Её суженый будет красивым, как заморский принц. Если петух выбирал воду, девушка заливалась горькими слезами. По этой примете её суженый любит выпить.
На Крещение тайно гадали даже взрослые, умудрённые жизнью люди. Это касалось порой и солидного мужчины, ведущего большое хозяйство. Он в оба глаза смотрел, как жена режет, к примеру, на две части луковицу, чтобы примерно через шесть дней узнать, каков результат. Если половинка дала сок, значит, первое полугодие наверняка будет дождливым.