nJWGjYS

Кутеинский мужской Богоявленский монастырь город Орша

Кутеинский мужской Богоявленский монастырь город ОршаКраткая история Свято- Богоявленского Кутеинского монастыря
В одном из живописнейших мест Орши, где река Кутеинка соединяется с течением Днепра, находится древняя православная обитель, Свято- Богоявленский Кутеинский общежительный мужской монастырь.
Как свидетельствует история, монастырь в XVII-XVIII вв. был оплотом православия и центром общежительного монашества во всей Белоруссии и Литве.
Становление Кутеинского монастыря проходило в тяжелое для православия время, когда Орша входила в состав Речи Посполитой, власть которой находилась в руках римско-католической правящей элиты, враждебно относившейся к православию. После Брестской церковной унии 1596 г. в Могилеве, как и в других городах и селениях Белоруссии, началось закрытие православных церквей и монастырей и передача их католикам и униатам. Во всей округе не осталось ни одной, даже домовой церкви, где могли бы служить православные священники. 19 мая 1620 г. на приеме у Иерусалимского патриарха Феофана, находящегося в это время в Киеве, братство получило грамоту на основание монастыря с правом ставропигии. В связи с тем, что Могилевское братство потерпело неудачу в основании монастыря в Могилеве, Иоиль Труцевич, член Могилевского православного Богоявленского братства, известный православный деятель и просветитель и многочисленная братия православных обществ Орши и Могилева принимают решение основать православный мужской монастырь в пригороде Орши.
В 1623 г. члены православных братств Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутейно и село Поддубцы, находившиеся за городом, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и его женой, княгиней Еленой Соломерецкой, поэтому эта дата считается днём основания монастыря. Во главе монастыря стал иеромонах Иоиль (Труцевич), «муж ученый,благочестивый и опытный в управлении». От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Основную финансовую помощь строящемуся монастырю оказали фундаторы Богдан Стеткевич и его жена – княжна Елена Соломорецкая. На возведение, а впоследствии и на поддержание обители супруги передали монастырю деревни Норейково, Слободку и Черчицы. В начале монастырь был ставропигиальным (1623-1772) и до 1686 г. зависел от Константинопольского патриаршего престола.
Одним из первых в монастыре был построен трехпрестольный собор с главным алтарем во имя Богоявления Господня в традиции белорусского деревянного зодчества. Пятиглавый крестово-купольный храм вознесся над Днепром на сорокаметровую высоту. Стараниями резчиков по дереву церковь была украшена величественным шестиярусным резным, позолоченным иконостасом. Художники украсили деревянные стены храма многочисленными росписями, нижний уровень сюжетами из Ветхого и Нового Завета, верхний – подвигами святых. Перечень описания росписей соборного храма занимает четыре страницы.
Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного. Церковь, как свидетельствуют археологи, имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари.
29 нюня 1635 г. Киевский митрополит Петр (Могила) освятил главный престол храма. Во время освящения в алтаре были положены мощи святых: великомученика Артемия, великомученика и целителя Пантелеимона и преподобномученика Анастасия Персиянина.
В первой половине XVII в. недалеко от собора была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа, которая впоследствии была сделана из камня. Длительное время этот храм был двухэтажным – на верхнем уровне был престол в честь Святого Андрея Первозванного, на нижнем — Рождества Христова. Стены церкви расписаны фресковой живописью художником Григорием. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы.
На территории монастыря располагались хозяйственные постройки: баня, амбары, погреб, ледник, прачечная, кучерская, кузница, странноприимная.
Монастырь со всех сторон был обнесен оградой. Была она из кирпича, оштукатурена и имела высоту 2,5 м. Сверху была покрыта листовым железом. В ограде имелось четверо ворот: со стороны Днепра, с церковного двора, а также двое ворот с северной стороны. Над северными воротами (ближе к Днепру) возвышалась надвратная колокольня. В 1889 г. она построена из кирпича в три яруса.
На территории также располагались больница и школа, где учились дети прихожан, а «на речке Кутеинке была мельница с каменной плотиною на два камня».
Расцвет обители приходится на 1640-е -1650-е гг. Слава об усердных ревнителях Православия разнеслась далеко за границами Великого Литовского княжества. Спасаясь от гонений, за монастырскими стенами находили защиту известные православные подвижники того времени: преподобномученик Афанасий Брестский и святитель Георгий Конисский. С Афанасием Брестским связывают одно из первых свидетельств помощи от иконы Божией Матери «Оршанской», в 1638 г., давая благословение прп. Афанасию на поездку в Москву игумен Иоиль (Труцевич) по откровению от Божией Матери произносит слова из ирмоса канона прп. Иоанна Дамаскина: «Побеждаются естества уставы, в Тебе Дево Чистая…» и далее «нехай будетъ воля Божая съ тобою», дает лист до князя Трубецкого (Дiарiушъ с.55). Через это благословение прп. Афанасий благополучно совершает свое путешествие. Святой Афанасий впоследствии становится строгим защитником православия и свидетельствует свою любовь и веру мученической кончиной.
Надгробная надпись свидетельствует:
«Хто в сердцу имя Христово меть буде, Того Он в Царствии Своем не забуде».
Святитель Георгий (Конисский) – призванный Богом к защите и распространению православной веры на Беларуси, деятельно и самоотверженно потрудился во славу Божию, его исповедническая и праведная жизнь оставила в белорусском народе светлую память.
К братии обители шли со своими обидами простые верующие, и находили здесь утешение и укрепление в вере. Объединив вокруг себя монастыри, получившие название «Кутеинские» (Оршанский Успенский. Барколабовский Вознесенский, Буйничский Святодуховский, Мстиславский Тупичевский, Бизюковский Крестовоздвиженский), а также приписные обители в Миорах, Лукомле и Соломеретичах, кутеинская обитель получает у современников статус Лавры. Кутеинский игумен считался главой всех белорусских монастырей как мужских, так и женских.
Впечатленный увиденным, свт. Петр (Могила) писал: «На Белой Руси, там, под Оршей в Кутеинском монастыре, найдешь, по крайней мере, 200 человек братии, подражающих житию ангельскому».
Монастырь стал средоточием культурной жизни, при нём трудились искусные мастера: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы, книгопечатники. Была создана собственная иконописная мастерская, а также школы гравюры, объемной резьбы по дереву, гончарного производства. Иноки монастыря несли в белорусские земли просвещение, сохраняли духовные и культурные традиции восточнославянского церковно-прикладного искусства.
Кутеинская обитель – один из крупнейших средневековых культурно-просветительских центров Беларуси. При монастыре находилась известнейшая типография белорусского кирилличного книгопечатания, где первопечатник Спиридон Соболь издавал учебную, душеполезную и богослужебную литературу.
Первые книги: «Брашно духовное» и «Молитвослов » увидели свет в 1630 г., а в 1631 г. был напечатан знаменитый «БУКВАРЬ» — «сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати». Всего было издано более 20 книг, значительными для того времени тиражами по 350-500 экземпляров, и некоторые из них признаны выдающимися образцами печатного искусства своего времени. Их с охотой заказывали Москва и Краков, Киев и Вильно.
Проявляя заботу о просвещении в предисловиях к изданиям игумен Иоиль Труцевич сердечно обращается к простому народу: «Прочее не негодуй молю любовный Читателю, яко излиха предложих слово, наипаче о общем отечествии нашем Небесном: ибо любовь того приведе мя на многословие» (Диоптра, 1651). И в другом месте: «… ни суетна ради прибытка, но общея нужды и ползы ради…всемъ, во православiи и во благочестiи церковномъ любезно усердствующимъ, во утешенiе, наслажденiе и спасенiе, в типографiи монастыря Кутейнскаго напечатавше, издахомъ». (Трифологион, 1647).
При монастыре была также библиотека, имевшая сотни печатных томов и ценнейших рукописей.
Русско-польская война 1654-1667 гг. оказалось роковой для Кутеинской Богоявленской Лавры. В связи с военным положением патриарх Никон благословил братию и работавших при монастыре книгопечатников и ремесленников на переселение в вотчины Валдайского Иверского монастыря.
Из более чем 200 человек братии в монастыре осталось около 60. Ущерб, нанесенный Кутеинскому монастырю в результате вывоза в Россию всякой утвари, книг и типографского оборудования, по оценке игумена Мелетия (Чайковского), составил 30000 рублей. Значительно больший ущерб понес монастырь от потери профессионалов в деле просветительства, книгопечатания и художественных ремесел. Царь Алексей Михайлович, посетив монастырь в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий, мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат, продолжили свою деятельность в Оружейной палате московского Кремля. И хоть Лавра постепенно потеряла статус культурно-просветительского центра в регионе, но продолжала свидетельствовать о православии своей жизнью и молитвой .
Новый удар нанесен обители был в 1812 году.
Все церкви и монастыри Орши подверглись варварскому разграблению. В Кутеинском монастыре представители «цивилизованной нации» разрушили престол в каменной церкви, содрали с икон серебряные оклады, ободрали массивные серебряные оклады с Евангелий. При отступлении забрали с собой драгоценную церковную утварь, все инструменты, экипажи, телеги, сбрую, буквально всю посуду… Лишь малая часть награбленного казаками было отбито у французов и возвращено монастырю. Обитель долго не могла оправиться от опустошения, и как бедная и не имеющая достаточных средств к существованию, сначала была переведена в разряд третьеклассных, а в 1842 г. стала заштатной и стала приписной к Оршанскому Покровскому мужскому монастырю.
Но жизнь в древнем Кутейно не остановилась. Немало сделал для возрождения обители архимандрит Агапит (Сахаров) (1865-1883), который привел монастырский комплекс в порядок и отремонтировал многие здания. В 1874 г. им было основано одноклассное училище, где образованные монахи обучали детей бедного населения Орши и окрестных деревень. Больные еще долго пользовались услугами существовавшей при монастыре аптеки, которой заведовал монах Израиль, имевший диплом фельдшера.
В связи со множеством старых деревьев находившихся около храма, во время грозы от удара молнии Богоявленский собор, простоявший 250 лет, сгорел 24 июня 1891 года, сохранилась только монастырская ризница.
В 1904 г., с целью активизации деятельности Кутеинской обители, из Киева прибыло несколько монахов во главе с игуменом Валентином (Коротенко). Новыми насельниками было «заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, огородничество, пчеловодство, садоводство и обучение ремеслам: столярному, малярному, портняжеству и сапожничеству».
В 1918 г. монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольня и монастырские стены разрушены. На территории монастыря построены гаражи, келейный братский корпус приспособлен под жильё. В кельях монахов поселились работники городских предприятий. В 30-е годы на базе Богоявленского и Успенского монастырей было создано «Товарищество по совместной обработке земли», но у новых хозяев образцовое лесное и полевое хозяйства, огородничество, садоводство и пчеловодство вскоре пришли в полный упадок. Разрушались сами и растаскивались на кирпичи монастырские постройки. Под склад приспособили Свято-Троицкую церковь, где хранились удобрения, от испарений которых погибла фресковая живопись, а когда кровля церкви обвалилась, так и бросили ее в руинах.
История восстановления обители началось в 1990 года с регистрации православной общины. 14 декабря 1992 г. Синод Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви благословил возрождение жизни и деятельности Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. В 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм, где стали ежедневно совершаться богослужения.
Сегодня, несмотря на все трудности и невзгоды, обрушившиеся на монастырь, обитель продолжает жить. Немногочисленная братия, как и в старину, несет свой крест и возносит молитвы к Престолу Божию за весь мир, за всех живущих и страждущих людей.
С 2013 г. Оршанская икона Божией Матери включена в официальный церковный календарь, день памяти 2 августа и 18 сентября по новому стилю и совпадает с днем памяти преподобномученика Афанасия Брестского. В 2014 г. в монастырь возвращается список иконы Оршанской Божией Матери, где она была явлена. Выходит факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 г. Открывается памятный знак, посвященный букварю и духовно-просветительский центр «Вера». В 2017 г. построена надвратная колокольня.
С 1995 г. мастера ремесленных мастерских «Кутейно» возродили резьбу по дереву и иконописание, которыми славилась обитель в XVII веке.
В планах восстановления Свято-Богоявленский собор с единственной на территории Беларуси подземной церковью святого Лазаря, братский корпус, хозяйственные постройки.
В целях возрождения былой духовной славы Кутеинской обители, бывшей центром христианского просвещения, 16-18 сентября 2006 г. в Орше прошел I республиканский фестиваль «Беларусь Православная», а также четыре научно-практические конференции «Кутеинские чтения», посвященные возрождению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря, которые показали, что оршанцам и гостям города не безразлична история обители. Все надеются, что как в старину, всем миром, древняя лавра будет восстановлена.
Кутеинский монастырь – это не только красивая местность над Днепром, это красота в душах людей: это как бы запасной водоем живой воды благодати Божией, которая питает и увлажняет души иссохшие пустыней мирской жизни, она дает живительную и спасительную влагу жаждущим.

© 2024 Оршанская АФИША афиша, новости, погода, полезная информация                              Карта сайта