Нередко ИТ-компании разрабатывают веб-продукты (сайты, веб-приложения и т.д.) (далее — сайт) для белорусских госорганов и госорганизаций. При создании сайтов следовать так называемым лучшим практикам (от англ. best practices) разработки недостаточно. Нужно учитывать и законодательные требования. Последние касаются в том числе веб-доступности. Рассмотрим, что она собой представляет, какие именно требования в ее отношении надо соблюдать и в каких случаях.
Что такое веб-доступность
Веб-доступность — характеристика сайта, отражающая, может ли любой пользователь независимо от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья пользоваться сайтом без затруднений.
Примечание
Приставка «веб» (от англ. web — «сеть, паутина» (краткое альтернативное название интернета)) в слове «веб-доступность» показывает, что термин, о котором идет речь, затрагивает только связанные с интернетом продукты. При этом веб-доступность входит в понятие цифровой доступности. Последняя включает любые цифровые продукты (операционные системы, компьютерные игры, мобильные приложения и т.д.), а также электронно-цифровую информацию, распространяемую в локальных сетях (например, в сетях передачи данных организаций).
Далее будем использовать в материале слово «доступность», подразумевая веб-доступность.
По общему правилу разработка доступных сайтов учитывает следующие ограниченные возможности здоровья:
— моторные — нарушения здоровья связаны с опорно-двигательным аппаратом. Например, пользователям с такими нарушениями затруднительно использовать мышь из-за проблем с мелкой моторикой. Облегчить процесс взаимодействия может управляемость сайта с клавиатуры;
— когнитивные — нарушения в работе нервной системы, затрагивающие когнитивные функции (память, внимание и т.д.). Людям с подобными нарушениями может быть сложно читать (скажем, при дислексии), концентрироваться на тексте (при синдроме дефицита внимания и гиперактивности). Следовательно, при разработке сайта нужно позаботиться о типографике (понятных шрифтах настраиваемого размера), контрастности текста и фона;
— аудиальные. Эти нарушения выражаются в полном или частичном снижении восприятия звуков. Как вариант, для пользователей с данными нарушениями стоит снабдить видеоматериалы сайта субтитрами;
— речевые. Для посетителей сайта с нарушениями в речевом аппарате барьером может служить телефонный звонок как единственный способ связи. Было бы неплохо предоставить возможность выбирать способ коммуникации. Допустим, предусмотреть переписку в мессенджере;
— зрительные — частичная или полная потеря зрения, цветовая слепота (дальтонизм), ослабленное зрение. Рекомендации по доступности зависят от состояния зрительной системы. Например, при умеренных нарушениях, скажем близорукости, использовать функционал и потреблять контент будет проще при контрастных цветах, легкочитаемых шрифтах.
При более тяжелых нарушениях зрения взаимодействие пользователей с сайтом могут упростить вспомогательные технологии. В частности, экранные лупы позволяют масштабировать изображение на экране. Программы экранного доступа (другое название — скринридеры (от англ. screen reader — «читатель экрана»)) дают возможность воспринимать контент посредством синтезированной речи, шрифта Брайля. В последнем случае используют также брайлевские дисплеи. Далее будем называть такие программы и устройства спецтехнологиями.
Необходимость делать сайты доступными для как можно большего числа пользователей вытекает из равенства в правах, в том числе в праве на равный доступ к информации людей с ограничениями жизнедеятельности (включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей) (ч. 1 ст. 14, ст. 22, ч. 1 ст. 34 Конституции).
Организации обеспечивают доступность сайтов по нескольким причинам. В их числе:
1) забота о репутации и имидже. Качественный сайт, доступный большему количеству пользователей, повышает лояльность к компании и ее конкурентоспособность;
2) увеличение прибыли. Чем больше пользователей — тем больше потенциальных покупателей товаров (работ, услуг);
3) соблюдение законодательства. В ряде стран доступность сайтов подпадает под правовое регулирование с вытекающими санкциями (зачастую штрафами) за неисполнение соответствующих предписаний.
2. Какие требования к доступности сайтов установлены в Беларуси и в отношении каких сайтов они действуют
На сегодня белорусское законодательство регламентирует функционирование только сайтов госорганов и госорганизаций, перечисленных в Указе N 60 (подп. 1.1, ч. 2 подп. 1.7 п. 1). Это сайты:
— республиканских органов госуправления, т.е. министерств и госкомитетов;
— местных исполнительных и распорядительных органов — исполкомов;
— иных госорганов и госорганизаций. При этом не уточняется, какие органы и организации относятся к государственным для целей Указа N 60 и НПА, принятых в его развитие.
Обычно госорганом считают структуру, осуществляющую государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области), а госорганизацией — организацию, подчиняющуюся Президенту, госоргану, исполкому и т.д., или юрлицо, имущество которого находится в собственности государства (его административно-территориальной единицы).
Справочно
Перечень госорганов и ряда госорганизаций Беларуси представлен на сайте. В их числе:
— органы и организации, подчиненные Президенту: Администрация, НАН Беларуси, Белстат, Академия управления при Президенте;
— госорганы, подотчетные Главе государства (Нацбанк и Генпрокуратура);
— Совмин и подчиненные ему госорганизации. Среди последних Белкоопсоюз, концерны «Белгоспищепром», «Беллегпром»;
— Парламент;
— Советы депутатов.
По нашему мнению, для целей Указа N 60 и принятых в его развитие НПА понятие «госорганизация» следует трактовать широко. Например, с учетом важности информации, размещаемой на сайтах, для всех групп к госорганизациям в данном случае стоит относить государственные учреждения здравоохранения и образования;
— хозобщества, в отношении которых Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими юрлицами. Каким процентом акций (долей) необходимо владеть, чтобы определять решения, законодательство не устанавливает. По общему правилу в большинстве случаев надо обладать более 50% акций (долей в уставном фонде) (ч. 2 ст. 45 Закона о хозобществах).
Теперь перейдем к требованиям, касающимся доступности сайтов. На сегодня есть несколько НПА, в которых они зафиксированы:
1) Закон о правах людей с инвалидностью;
2) Положение N 645.
В обоих НПА закреплено, что сайты госорганов и госорганизаций должны предусматривать версию (поддерживать спецтехнологии) для людей с инвалидностью по зрению (абз. 5 ст. 38 Закона о правах людей с инвалидностью, ч. 4 п. 6 Положения N 645).
Справочно
Инвалидность — результат взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими, средовыми барьерами, который мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Инвалидность с нарушением зрения устанавливается при наличии слепоты на один глаз. Под слепотой понимают полную или практическую слепоту (слабовидение), т.е. при остроте зрения с коррекцией 0,04 диоптрии и ниже (подп. 3.18 п. 3 Перечня анатомических дефектов N 77).
Что это за спецтехнологии и версии, данные НПА не раскрывают. Вместе с тем Положение N 645 предписывает размещать информацию на госсайтах с учетом требований относительно доступности, определенных в ТНПА (абз. 6 ч. 1 п. 3). Правда, в каких именно — не называет.
Так что это за ТНПА и обязательны ли они к применению?
Обычно в этом контексте упоминают следующие госстандарты:
— СТБ 2304-2013 «Интернет-ресурсы. Общие требования доступности для инвалидов по зрению»;
— СТБ 2305-2013 «Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест инвалидов по зрению. Общие технические требования».
Данные СТБ являются ТНПА в области технормирования и стандартизации. Их применение регламентируется соответствующим законодательством (п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона об НПА).
По общему правилу госстандарты применяются добровольно. Однако в ряде случаев они являются обязательными. Например, если (п. 1, 5, 6 ст. 23, ч. 2 п. 2 ст. 29 Закона о технормировании и стандартизации):
— техрегламент Беларуси содержит ссылку на госстандарт и добровольность его применения не устанавливает. При этом ссылка позволяет идентифицировать госстандарт, т.е. определяет его обозначение (индекс «СТБ», порядковый регистрационный номер, год утверждения госстандарта) (п. 56 — 65 Правил разработки госстандартов);
— это обусловливается актом законодательства, принятым в сфере защиты госсекретов, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи, в военной сфере;
— имеет место добровольное волеизъявление (самообязывание) в одной из форм: субъект заявляет о соблюдении госстандарта или проводит добровольную сертификацию на предмет соответствия госстандарту.
Полагаем, наш случай не подпадает ни под одно из перечисленных исключений. Таким образом, в обязательном порядке следует выполнить единственное предписание, касающееся доступности: сайт должен предусматривать версию (поддерживать спецтехнологии) для людей с инвалидностью по зрению (ч. 4 п. 6 Положения N 645).
Разрабатывая госсайт, можно опираться на упомянутые выше ТНПА. Рассмотрим, в частности, чем может помочь СТБ 2304-2013.
Этот акт, в частности:
1) содержит требования, касающиеся:
— объема контента. Так, частопосещаемые страницы по объему не должны превышать 2 — 3 экрана текста. Иначе следует предусмотреть дополнительную навигацию;
— графических файлов. Они должны снабжаться поясняющим текстом. Таковой вносится в атрибут alt;
— таблиц. Каждая таблица имеет не более 15 ячеек. Уровень вложенности таблиц друг в друга — не более трех;
— pdf-файлов. Текстовая информация в таких файлах должна корректно озвучиваться скринридерами;
— форм (например, для отправки сообщений). У каждого элемента формы должен быть поясняющий текст;
— навигации. Ее элементы должны выделяться на фоне остальных элементов сайта;
— веб-дизайна. Стоит использовать контрастные цвета шрифтов по отношению к фону, избегать мигающих анимаций, движущихся строк, визуально выделять гиперссылки.
Одни из этих требований направлены на то, чтобы облегчить восприятие информации людьми с ослабленным зрением (например, контрастные шрифты, хорошо заметная навигация), другие — чтобы обеспечить корректную работу спецтехнологий;
2) определяет, когда нужна альтернативная версия сайта для людей с инвалидностью по зрению. На практике таковую называют еще «черно-белая версия», «версия для слабовидящих» (далее в статье будем употреблять последний вариант). Подробнее о ней см. ниже.
Кроме собственных требований, СТБ 2304-2013 содержит отсылки к спецификациям и рекомендациям международной организации — Консорциуму Всемирной паутины (World Wide Web Consortium (W3C)). А именно указывает, что сайты, предназначенные для людей с ослабленным зрением, должны соответствовать этим документам (п. 4.1 СТБ 2304-2013).
Справочно
Цель W3C — сделать интернет доступным для людей с ограниченными возможностями. Примеры документов W3C:
— Руководства по доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines (WCAG)). Это совокупность рекомендаций по созданию веб-интерфейсов и проверке их доступности для пользователей с ограниченными возможностями здоровья;
— Спецификация WAI-ARIA (от англ. Web Accessibility Initiative — Accessible Rich Internet Applications — «доступные насыщенные интернет-приложения от Инициативы по веб-доступности W3C»). Эта техспецификация описывает порядок работы специальной ARIA-разметки для вспомогательных технологий.
3.Обязательно ли иметь версию для слабовидящих
Версия для слабовидящих — отдельная версия сайта, в которой минимизирован графический контент, информация по максимуму представлена в виде текста. В этой версии обычно можно выбрать несколько размеров шрифтов, иногда — настроить контрастность и цветовую схему, но бывает, у нее вообще нет визуального оформления.
На сегодня распространено мнение, что такая версия сайта обязательна.
Согласно ч. 4 п. 6 Положения N 645 сайт должен предусматривать версию (поддерживать спецтехнологии) для людей с инвалидностью по зрению. Как видим, за требованием о наличии отдельной версии сайта в скобках идет требование о поддержке спецтехнологий.
По нашему мнению, указанная норма не позволяет однозначно сказать, что надо одновременно использовать отдельную версию для слабовидящих и спецтехнологии либо что можно использовать эти инструменты как взаимозаменяемые (или то, или другое). Трактовать данный момент сложно, поскольку текст в скобках может и уточнять информацию, и предоставлять альтернативу.
В СТБ 2304-2013 этот вопрос решен так. Версия для слабовидящих обязательна, если на сайте много элементов, к которым значительно затруднен доступ людей с инвалидностью по зрению. Такая версия должна содержать минимальное число графических элементов, текстовая гиперссылка для перехода на нее должна располагаться на главной странице сайта (п. 6.10 СТБ 2304-2013).
Анализируя норму СТБ 2304-2013, можно отметить следующее. Во-первых, большая часть его требований направлена на обеспечение корректной работы спецтехнологий. Во-вторых, поскольку количество элементов и качество доступа характеризуются с использованием оценочных понятий, владельцы сайтов могут сами решать, нужна ли версия для слабовидящих, исходя из своей интерпретации данных показателей.
Таким образом, отталкиваясь от данного ТНПА, можно сделать вывод, что версия для слабовидящих не нужна, если изначально большинство компонентов сайта доступно для людей с инвалидностью по зрению (в том числе при использовании последними спецтехнологий).
Полагаем, этого же подхода можно придерживаться, трактуя рассматриваемую норму Положения N 645.
На практике сайт считают доступным, если соблюдаются следующие условия:
— пользователь может масштабировать размер шрифта минимум на 200% и верстка блоков сайта при этом «не ломается», не появляется горизонтальная полоса прокрутки;
— есть возможность менять цветовую схему (как правило, темную и светлую, главное, чтобы они были контрастными);
— все контентные изображения имеют краткое текстовое описание. Это изображения, имеющие смысловую нагрузку. К ним не относятся изображения, которые используются для визуального оформления;
— вложения в pdf-формате или доступны для спецтехнологий, или имеют альтернативную текстовую версию;
— пользователь может менять шрифт (к примеру, с засечками / без засечек) и изменять расстояние между буквами;
— сайт управляется с клавиатуры, т.е. специальными клавишами (их комбинациями) пользователь может перемещаться от одного элемента сайта к другому и взаимодействовать с контентом. При этом должно быть визуально понятно, в каком месте находится фокус.
В пользу доработки имеющегося сайта под нужды людей с инвалидностью по зрению по сравнению с разработкой версии для слабовидящих можно назвать следующие аргументы:
— новая версия влечет дополнительные временные и финансовые затраты на дизайн, разработку, тестирование и поддержку;
— при разработке версии для слабовидящих содержание контента зачастую определяют разработчики. По невнимательности или сознательно они могут скрыть какие-либо блоки от пользователя, считая их несущественными, что нарушит право на равный доступ к информации.